ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«ХХХ»
ОКП 45 2970
Группа Д32
код ОКС 43.150
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ООО «ХХХ»
_________Иванов И.И.
« » __________2015 г.
Технические условия
ТУ 4529−004−ХХХХХХ−2015
(Вводятся впервые)
Дата введения: 2015-03-20
Без ограничения срока действия
Калининград,
2014 г.
Настоящие технические условия (ТУ) распространяются на велосипеды, используемые в качестве транспортного средства для взрослых (далее по тексту – велосипеды).
Обозначение велосипедов при заказе должно включать:
– Наименование;
– Указание серии (торговой марки) и модели;
– Класс велосипеда;
– Номер настоящих технических условий.
П р и м е ч а н и е – Допускается в условном обозначении указание дополнительных характеристик велосипедов (например, артикула, особенностей конструкции и проч.).
Пример условного обозначения велосипеда марки «MAVERICK», модели «D 42Al»:
«Велосипед «Maverick D42Al», класс 3 – ТУ 4529−004−ХХХХХХ−2015».
Настоящие технические условия разработаны в соответствии с ГОСТ 2.114.
Номенклатура показателей – по ГОСТ 4.398.
Термины и определения – по ГОСТ 31741-2012 и ОСТ 37.005.009.
Перечень ссылочной документации приведен в Приложении А.
1.1 Велосипеды для взрослых должны соответствовать требованиям настоящих технических условий, конструкторской документации, контрольным образцам-эталонам по ГОСТ 15.009, и изготавливаться по технологической документации (регламенту), утвержденной в установленном порядке.
Велосипеды должны изготавливаться согласно ГОСТ 31741-2012.
1.2 Основные параметры и характеристики
1.2.1 Велосипеды изготавливаются с закрытой рамой марок (серий) «MAVERICK» моделей с амортизационной передней вилкой и моделей с жёсткой передней вилкой, различных типоразмеров (артикулов), определяемых таблицей 1, рабочими чертежами и условиями заказа. По классификации ГОСТ 31741-2012 относятся к классам 2 и 3.
Данные велосипеды выпускаются как универсальные.
1.2.2 Велосипеды предназначены для эксплуатации в условиях умеренного и холодного климата (исполнение УХЛ) категории размещения 1 по ГОСТ 15150, при температуре окружающей среды от 0 до плюс 45 °С, при действии влажности до 100% при температуре 25 °С.
Т а б л и ц а 1
Тип велосипеда | Торговая марка | Модель | Обозначение основного конструкторского документа | Тип передней вилки | Рама | Класс велосипеда |
МТБ для
подростков |
«MAVERICK» | D 37 | 16125-1 | СтА | КСт | 3 |
D 37Al | 16125-2 | Ал | КСт | |||
D 42 | 16125-3 | СтА | КСт | |||
D 42Al | 16125-4 | Ал | КСт | |||
П р и м е ч а н и е – СтА – вилка стальная амортизационная; СтЖ – вилка стальная жесткая; АлА – амортизационная вилка из алюминиевых сплавов; КСт – рама из конструкционной стали; КСтА – рама из конструкционной стали с амортизатором; Ал – рама из алюминиевых сплавов; АлАм – рама из алюминиевых сплавов с амортизатором | ||||||
1.2.3 Основные параметры, размеры велосипедов и их допустимые отклонения должны соответствовать таблице 2, конструкторской документации и русунку 1.
Р и с у н о к 1 – Основные параметры и размеры велосипедов
П р и м е ч а н и е – В общем случае принимаются:
– длина EF – не более 1,9 м;
– ширина – не более 0,55 м;
– расстояния:
между горизонтальной линией, проведенной через ось каретки I, и поверхностью земли D – не менее 0,2 м и не более 0,3 м;
между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось переднего колеса В – 0,43…0,75 м;
между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось и заднего колеса С – 0,25…0,55 м;
между вертикальными линиями, проведенными через переднюю точку седла Н и ось каретки А – не менее 0,05 м за кареткой;
между внутренними краями наконечников:
передней вилки – не более 0,105 м,
задней вилки – не более 0,135 м;
вертикальная линия, проведенная через любую точку руля велосипеда G, не должна находиться перед вертикальной линией, проходящей через ось переднего колеса В, на расстоянии более 0,15 м;
– диаметр колес велосипедов не менее 0,49 м и не более 0,7 м, включая шину.
Т а б л и ц а 2
Торговая марка | Модель | Диаметр колеса, мм/(дюйм) | Число передач | База, мм | Шаг, м | Вид рамы | Размер рамы, мм /(дюйм) | Масса кг, не более |
«MAVERICK» | D 37 | 508 / 20 | 6 | 918,0 | 4.57-2.28 | З | 292,1 / 11,5 | 13,5 |
D 37Al | 508 / 20 | 6 | 918,0 | 4.57-2.28 | З | 292,1 / 11,5 | 12,5 | |
D 42 | 610 / 24 | 6 | 1010,0 | 5.42-2.71 | З | 355,6 / 14,0 | 14,5 | |
D 42Al | 610 / 24 | 6 | 1010,0 | 5.42-2.71 | З | 355,6 / 14,0 | 13,5 | |
П р и м е ч а н и е – З – закрытая рама; О – открытая рама. |
1.2.4 Велосипеды должны быть оснащены:
– защитным диском (щитком) ведущей звездочки;
– световозвращающими устройствами,
а по согласованию с заказчиком могут быть оборудованы:
– щитками (крыльями) для колес;
– задним багажником и (или) корзиной;
– велосипедным сигнальным звонком.
1.2.5 Масса составных частей велосипедов каждой модели и типоразмера (артикула) устанавливается в рабочих чертежах.
1.2.6 Седло велосипедов должно быть с мягкой покрышкой из искусственной кожи на жестком каркасе, регулируемое по положению и на высоту от 635 мм и более. Седло должно быть подпружиненным (например, на амортизационном подседельном штыре).
1.2.7 Колеса велосипедов должны быть спицевые, на шинах с протектором.
Щитки колес должны быть стальными, алюминиевыми или пластмассовыми и иметь травмобезопасное исполнение открытых торцов.
1.2.8 Наибольшая допустимая нагрузка на велосипеды не должна вызывать остаточную деформацию их элементов. Велосипеды должны выдерживать испытательную статическую нагрузку (условная масса взрослого человека 80 кг) не менее 2-х кратной от номинала.
1.2.9 Конструктивное исполнение велосипедов должно обеспечивать минимальное вре-мя их подготовки и максимальное удобство технического обслуживания.
Конструкция съёмных составных частей должна предотвращать возможность неправильной сборки.
1.2.10 Все входящие комплектующие изделия, детали, материалы и покрытия должны со-ответствовать установленным в конструкторской документации на велосипеды.
Характеристики покупных изделий должны соответствовать распространяющимся на них нормативным и техническим документам.
1.2.11 Показатели надёжности и ремонтопригодности
1.2.11.1 Средняя наработка велосипедов на отказ должна составлять не менее 5 000 ч.
Отказом велосипеда является нарушение его работоспособного состояния, связанное с отказом любой составной части, если при этом для восстановления работоспособного состо-яния необходимо заменить или отремонтировать какую-либо составную часть.
1.2.11.2 Среднее время восстановления работоспособности при замене неисправного изделия на исправное должно быть не более 2 часов.
1.2.11.3 Установленный срок службы велосипедов – не менее 3 лет.
При расчете установленного срока службы за предельное состояние принимают такое состояние велосипеда, при котором сохранение основных параметров требует замены рамы.
1.2.11.4 Коэффициент технического использования велосипедов – не менее 0,90.
1.2.11.5 Конструкция велосипедов должна быть контроле- и ремонтопригодной по ГОСТ 26656, ГОСТ 23660 и обеспечивать:
– доступность осмотра и проверки мест соединений;
– снятие отдельных комплектующих изделий, подлежащих замене, без общего демонтажа других частей;
– взаимозаменяемость однотипных частей и деталей;
– техническое обслуживание и ремонт отдельных частей без снятия остальных.
П р и м е ч а н и е – Неисправности, устраняемые подкачкой спущенных шин до рабочего давления или регулированием отдельных элементов в конструктивно предусмотренных местах при установлении критериев надёжности в расчет не берутся.
1.2.12 Требования к покрытиям и защите от коррозии
1.2.12.1 Наружные поверхности велосипедов, выполненные из некоррозионно-стойких материалов должны иметь лакокрасочное покрытие по ГОСТ 28613, соответствующее груп-пам условий эксплуатации 1 по ГОСТ 9.104, класс не ниже VI по ГОСТ 9.032.
Цвет покрытий определяется утверждёнными образцами-эталонами.
1.2.12.2 Детали велосипедов, качество их механической обработки, однородность окрашивания, четкость надписей должны соответствовать принятым эталонным образцам.
1.2.12.3 Подготовка поверхностей перед окраской – по ГОСТ 9.402 и ГОСТ 9.401.
Металлические и неметаллические (неорганические) антикоррозионные покрытия дол-жны соответствовать требованиям ГОСТ 28617, ГОСТ 9.303 и ГОСТ 9.306.
1.2.12.4 Срок сохраняемости покрытий должен быть не менее 2 лет.
1.2.12.5 Не допускается отслаивание покрытия, набухание, пузырение, раковины, поры, коробление, образование трещин, подпленочной коррозии и других видов дефектов, ухудшающих товарный вид велосипедов.
1.2.12.6 Лакокрасочные покрытия не должны разрушаться при мойке струей водой с применением бытовых моющих средств.
1.2.13 Сочленяемые механические детали велосипедов должны быть плотно соединены друг с другом без зазоров.
Работа подвижных соединений должна быть без заеданий.
1.2.14 Шероховатость механически обработанных наружных поверхностей должна соответствовать требованиям чертежей и быть не более 130 мкм по ГОСТ 2789.
1.2.15 Требования к соединениям
1.2.15.1 Рамы велосипедов должны быть сварными, стальными и алюминиевыми.
При подготовке деталей под сварку необходимо:
– кромки свариваемых деталей должны быть предварительно подготовлены для сварки в соответствии с техническими требованиями на чертежах устройство, очищены от масла, грязи и следов коррозии до металлического блеска;
– поверхность сварных швов после сварки должна быть очищена от окалины.
1.2.15.2 Сварные соединения не должны иметь непроваров, прожогов, ноздреватости, шлаковых включений, трещин, подрезов и газовых пузырей.
Обнаруженные дефекты сварки: подтеки, шлак, окалина, остатки флюса должны быть удалены с поверхности шва без нарушения его целостности и целостности основного мета-лла любым из приемлемых способов. Швы должны быть зачищены.
1.2.15.3 Швы сварных соединений выполняются ручной дуговой сваркой по ГОСТ 5264 или ГОСТ 14806 электродами по ГОСТ 9467, полуавтоматической сваркой под слоем флюса по ГОСТ 8713 с применением сварочной проволоки марки по ГОСТ 2246 и флюса по ГОСТ 9087, или – полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа по ГОСТ 14771.
1.2.15.5 Резьбовые соединения должны отвечать нормам конструкторской документации.
1.2.15.6 Детали из пластмасс после сборки не должны иметь вмятин, трещин, пузырей, инородных включений, заусенцев, облоя и других дефектов, ухудшающих их качество.
1.2.15.7 Вынос руля крепится к вилке двумя способами:
– болт вкручивается в конус, который располагается внутри выноса (при закручивании болта на выносе руля конус смещается и прочно закрепляется в трубе вилки);
– при помощи клина.
1.2.15.8 Цепь должна быть сконструирована так, чтобы при неизменном шаге она имела возможность большого поперечного изгиба без потери прочности.
1.2.16 Ручка руля должна быть выполнена с покрытием из резины или полимерных мате-риалов с аналогичными свойствами.
1.2.17 Не допускается набегание на вершины зубьев звездочек и сбрасывание цепи при эксплуатации велосипедов.
Наружная крепежная гайка не должна «работать» на закручивание в процессе езды.
1.2.18 Металлические подвижные соединения велосипедов должны быть смазаны смаз-кой, обеспечивающей их работоспособность.
1.2.19 Конструкция велосипедов должна обеспечивать удобную посадку с минимизированной нагрузкой на руки.
1.2.20 Выступающие части велосипедов, которые могут соприкасаться с руками, ногами и другими частями тела велосипедиста в процессе езды, должны быть безопасными.
Все открытые выступы длиной более 8 мм должны иметь радиус закругления не менее 6 мм. Торцевой размер конца открытого выступа: наибольший – 13 мм, наименьший – 3 мм. Не допускается наличие выступов на верхней трубе рамы велосипеда между седлом и точкой, находящейся впереди седла на расстоянии не менее 300 мм, за исключением прикрепленных к верхней трубе тросов управления диаметром не более 6,5 мм и тросовых зажимов, изготовленных из материала толщиной не более 5 мм.
1.2.21 После испытаний полностью собранных велосипедов на пробег и на прочность в соответствии с ГОСТ 31741-2012 они должны сохранять работоспособное состояние. Остаточные деформации в системах и узлах не допускаются; не допускается ослабление затяжки резьбо-вых крепежных соединений.
1.2.22 Требования к составным частям и их сборке – по ГОСТ 31741 и рабочим чертежам.
Изготовление велосипедов должно осуществляться средствами, обеспечивающими качественное проведение работ; контроль и испытания производятся в соответствии с конструк-торской документацией и настоящими техническими условиями.
1.3 Требования к материалам и составным частям
1.3.1 Детали, комплектующие изделия, материалы и покрытия, используемые при из-готовлении велосипедов, должны соответствовать установленным в рабочих чертежах.
При изготовлении применяются:
– шины пневматические по ГОСТ 4570 и ГОСТ ЭД1 4570;
– цепи по ГОСТ 30442;
– световозвращающие устройства по ГОСТ 29235;
– багажники по ГОСТ 30636;
– приборы освещения и электропроводка по ОСТ 37.003.042 и ОСТ 37.003.024.
1.3.2 Качество и основные характеристики материалов и составных частей должны быть подтверждены документами о качестве (сертификатами соответствия, паспортами, декларациями), выданными компетентными органами в установленном порядке.
При отсутствии документов о качестве все необходимые испытания, включая требования по безопасности, должны быть проведены при изготовлении велосипедов.
1.3.3 Санитарно-гигиенические показатели применяемых материалов должны находиться в пределах норм, принятых в установленном порядке.
1.3.4 Транспортирование и хранение материалов и составных частей должно проводить-ся по ГОСТ 12.3.020 в условиях, обеспечивающих сохранность от повреждений, а также исключающих возможность подмены.
1.3.5 Перед применением материалы и комплектующие изделия должны пройти входной контроль в порядке, определенном на предприятии-изготовителе, исходя из норм ГОСТ 24297.
1.4 Комплектность
1.4.1 Комплектность поставки велосипедов должна соответствовать требованиям конструкторской документации и условиям заказа.
Велосипеды могут оснащаться ремонтной аптечкой по ГОСТ 5170.
1.4.2 В состав поставки каждого велосипеда должны входить паспорт и эксплуатационные документы (руководство по эксплуатации и ремонту), соответствующие ГОСТ 31741-2012 и ГОСТ 2.601/ГОСТ 2.602.
1.4.3 В поставку может включаться комплект запасных частей и принадлежностей сог-ласно сопроводительной документации.
1.5 Упаковка
1.5.1 Требования к упаковке — по ГОСТ 23170, категория КУ-0.
Велосипеды поставляются упакованными в картонную тару по ГОСТ Р 52901.
1.5.2 При упаковке велосипедов и их отдельных составных частей и деталей могут быть использованы: полиэтиленовая пленка по ГОСТ 10354 толщиной не менее 0,1 мм, парафини-рованная бумага, картон, водонепроницаемая двухслойная бумага по ГОСТ 8828, битумиро-ванная бумага ГОСТ 515, коробки, ящики из гофрированного картона по ГОСТ 9142, тара по ГОСТ 10198, ГОСТ 15841 и ГОСТ 2991, и другие средства, обладающие нужной прочностью.
1.5.3 Перед упаковкой составные части велосипедов, подверженные коррозионному воздействию, должны подвергаться временной консервации. Вариант защиты: ВЗ-4 по ГОСТ 9.014. Срок действия консервации — не менее 2 лет.
1.5.4 Перед консервацией и упаковкой велосипеды должны быть тщательно очищены согласно инструкции предприятия-изготовителя.
Консервацию и расконсервацию следует проводить в соответствии с эксплуатационной документацией.
1.5.5 В каждую транспортную тару вкладывается упаковочный лист, эксплуатационные и товаросопроводительные документы, уложенные в пакет из полиэтиленовой пленки по ГОСТ 10354 толщиной не менее 0,15 мм.
Швы пакета должны быть заварены, пакет завернут в упаковочную бумагу и помещен в тарный ящик.
1.6 Маркировка
1.6.1 Велосипеды должны иметь маркировку, наносимую на табличку по ГОСТ 12971, размещаемую в доступном для обзора месте.
1.6.2 Маркировка должна содержать:
– наименование предприятия-изготовителя, или его товарный знак;
– адрес предприятия-изготовителя;
– условное обозначение велосипеда по настоящим техническим условиям;
– дату изготовления (месяц, год);
– порядковый номер велосипеда (в системе предприятия изготовителя);
– массу нетто;
– условия хранения;
– сведения о сертификации, при их наличии;
– клеймо (штамп) о проведенном техническом контроле;
– знак соответствия по системе сертификации ГОСТ Р по ГОСТ Р 50460;
– знак обращения на рынке согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. № 696.
Допускается нанесение дополнительных данных, включая данные рекламного характера.
1.6.3 Маркировка потребительской упаковки должна проводиться согласно 1.4.2 и Тех-ническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 769).
Маркировка наносится типографским способом и штампованием.
1.6.4 Транспортная маркировка – по ГОСТ 14192 и ГОСТ Р 51474, с нанесением предо-хранительных и манипуляционных знаков «Верх», «Не бросать».
1.6.5 Велосипеды должны иметь клеймо ОТК завода-изготовителя.
Нанесение клейм и маркирование не должны вызывать деформацию, нарушения чисто-ты поверхности и ухудшать товарный вид деталей и составных частей.
2.1 Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие качества велосипедов требованиям настоящих технических условий при соблюдении правил эксплуатации, хранения и транспортирования.
2.2 Гарантийный срок эксплуатации велосипедов – 1 год со дня реализации через розничную торговую сеть, но не более 18 месяцев со дня изготовления.
Гарантийный срок хранения – не менее 2 года со дня отгрузки изготовителем.
2.3 В период гарантийного срока изготовитель осуществляет гарантийный ремонт велосипедов или вышедшего из строя элемента (изделия).
При истечении срока хранения велосипед перед использованием следует подвергнуть приемо-сдаточным испытаниям.