Этикетка – бирка, несущая текстовую или графическую информацию о товаре, прикреплённая к каждой единице продукции. По законодательству Российской Федерации любой тип товара должен иметь этикетку, будь то косметика, продукты питания, бытовая химия, игрушки, алкоголь, но для каждой группы продукции регламентированы особые правила оформления. На этой бирке указываются данные о наименовании товара, дате изготовления, марке фирмы-производителя, составе, весу или количеству в штуках, сроке годности и т. д. Крепится этикетка непосредственно на товар или на его упаковку.
Главными целями этикетки являются:
Определяющей функцией этикетки является продвижение продукта посредством текстового описания в сочетании с графическим изображением, обеспечение безопасности за счёт нанесения штрихкода.
Правила оформления и обязательные пункты информации регламентирует государственный закон № 212-ФЗ (О ЗПП). На этикетке должно быть указание потребительских характеристик, даты выпуска, срока гарантии, срока хранения, перечня условий использования продукта, рекомендаций и правил по применению товара. Также размещаются данные по производителю: название компании, юридический и фактический адреса. Есть необязательные пункты, которые завод-производитель считает полезным донести до покупателя: концепцию продаж фирмы, комплименты потребителю, слоганы и прочие данные.
Штрих-кодом любой продукции называется оригинальный номер, по которому можно найти информацию о продукте в электронном каталоге концерна-производителя. Наносится нумерация в виде линий и цифр на потребительскую или транспортную упаковку, по ней можно определить изготовителя товара, место производства (на каком конкретно предприятии его выпустили), технические характеристики. Данные считываются при помощи специальных сканеров.
Штрих-код необходим:
Кроме общих обязательных данных на маркировочных бирках товара в соответствие с регламентом ГОСТ, для каждой группы продуктов существуют свои нормативы и требования.
Дополнительно по группам товаров производитель обязан указать: