Железнодорожный транспорт – универсальный, поскольку его эксплуатация возможна круглый год и перевозить составы могут как крупногабаритные грузы, так и средние, и мелкие по величине. От качества и правильного положения автосцепки, которая соединяет вагоны и локомотивы, зависит надёжность сцепления (если рычаг находится не в вертикальной плоскости, высока вероятность самопроизвольного расцепления). Железнодорожный подвижной состав состоит из: локомотивов, моторвагонного состава и его вагонов, грузовых вагонов, пассажирских вагонов, специального железнодорожного подвижного состава.
Согласно правилам ТР ТС 001/2011, железнодорожный подвижной состав должен соответствовать требованиям: безопасности излучений и взрывобезопасности, биологической и гидрометеорологической безопасности, механической и промышленной безопасности, пожарным и электрическим нормам безопасности, термической и химической безопасности. Кроме того, должны соблюдаться единство измерений и электромагнитная совместимость для создания безопасной среды функционирования оборудования и приборов.
Для соблюдения норм безопасности, проектировщик обязан ориентироваться на принятый государствами-членами ТС допустимый уровень опасных и вредных воздействий, выбирать безопасные в течение эксплуатационного периода конструкции и их составные элементы, предусматривать наличие аварийных систем с целью защиты в экстренных ситуациях, вводить программное обеспечение для безопасности работы железнодорожного подвижного состава и его составных компонентов.
В пассажирских локомотивах должна быть предусмотрена поездная радиосвязь, автоматизированные система управления и пожарное оповещение, электропневматическая тормозная система, регистраторы характеристики движения.
При маркировке указывается: наименование производителя и продукции (можно добавить информацию о товарном знаке изготовителя и обозначить серию, номер изделия), единый знак обращения товара на рынке стран-членов ТС, масса тары, дата выпуска, конструкционные параметры скорости, информация о проведённых ремонтах (заносится в табличку), характеристики грузоподъёмности (речь идёт о почтовых, грузовых и багажных вагонах), количество пассажирских мест.
Для стёкол кабины машиниста маркировка содержит дополнительные данные: о виде стекла и классе его защиты, информацию о прохождении сертификации. Маркировка балок и рам тележек грузовых вагонов также должна включать информацию: о порядковом номере в системе нумерации производителя, о двух последних цифрах года выпуска, об условном указании марки стали.