Маркировка сырого мяса должна отвечать нормам ТР ТС 022/2011 и 034/2013. В ней заинтересованным лицам указывается необходимая информация о характеристиках продукта. Наносить маркировку могут продавцы, производители, импортеры и другие поставщики.
Клеймение состоит в нанесении трех пар чисел. В них зашифрованы сведения о ветеринарном учреждении и регионе. На туши и их части клеймо наносят ветеринары в зонах убоя животных. Их печать проверяется при каждой приемке продукции, вплоть до разделки сырого мяса на части.
Наличие печати доказывает соответствие сырого мяса ветеринарным требованиям. Клеймо свидетельствует, что мясо поступило из районов без карантинных ограничений. Печать также подтверждает, что продукция прошла пред- и послеубойный осмотр ветеринарными специалистами.
Предприятия, занимающиеся оборотом мяса, должны подключаться к ИС «Меркурий». С помощью этой информационной системы выполняется контроль за оборотом сырого мяса. В ней должны регистрироваться производители, перевозчики, поставщики, задействованные в обороте мясной продукции. В ИС требуется отражать каждую операцию по перемещению мяса.
Маркировка в системе наносится штрих-кодами на потребительскую и транспортную упаковку. Коды считываются сканером, после чего информация принимается системой к сведению автоматически. Через «Меркурий» органы Россельхознадзора отслеживают процессы оборота сырого мяса.
Система предполагает нанесение на продукты специальных обозначений «Честный Знак». Их использование позволяет отследить передвижение мясной продукции от производителя до конечного потребителя. С помощью обозначений на всем пути перемещения продукции в систему передается подробная информация.
Изучив маркировку, покупатель мгновенно получает всю информацию о продукте. Через специальное приложение он может сообщить соответствующим органам о некачественном товаре. С помощью таких обозначений государство избавляет рынок от контрафакта и продукции сомнительного качества, пополняет бюджет. Маркировку в ИС «Честный Знак» планируется ввести к 2024 году.
Все товары, поступающие в розничную продажу, требуется маркировать, нанося сведения на этикетки. Это требование обязательно также для сырого мяса. Покупатели имеют право ознакомиться с необходимой информацией о продукте. Все данные должны легко читаться, размещаться на видном для потребителя месте. При нарушении требований к размещению или отсутствии маркировки со стороны Роспотребнадзора последуют штрафные санкции.
Данные потребительской маркировки можно условно разделить на несколько групп. На этикетках должна быть указана информация об импортере или производителе. В обязательном порядке отражаются также точное наименование и масса товара, условия и период хранения. Допускается использование названий, сформированных по анатомическому признаку. В обозначении продуктов убоя можно указывать «бекон», «шейка», «грудинка» и т. д.
Обязательными сведениями для конкретных групп мяса признается указание способа их изготовления (охлажденное, замороженное и т. д.). Предоставляться должна также информация о категориях качества, особенностях обработки, рекомендации для отдельных групп потребителей. В маркировку следует включать информацию об упаковке в условиях модифицированной атмосферы или под вакуумом, если эти технологии применялись.
Для некоторых видов продукции нормативные акты требуют указания специальной информации. В эту категорию входят сведения об отсутствии ГМО, красителей и пищевых добавок. Используются также обозначения, указывающие на отличительные характеристики продуктов убоя. К таким относятся «халяль», «мраморное мясо», «мясо высокого качества», «кошерное мясо» и другие. Обозначения должны соответствовать ТР ТС.
Точный список сведений, входящих в маркировку, зависит от вида продукта, условий ТР ТС. Отдельные требования предъявляются к маркировке замороженных блоков, субпродуктов, отрубов, четвертин, полутуш и туш мяса. Информация должна соответствовать характеристикам качества и безопасности, проверенным в процессе сертификации. Сырое мясо в обязательном порядке проходит сертификацию в виде регистрации декларации. После этого в потребительскую маркировку нужно включать обозначения ЕАС.