Пилотный проект по маркировке продукции стартовал еще в 2016 г. Идея нанесения маркировки на товары возникла для предотвращения проникновения на рынок контрафактной продукции, защите потребителя от некачественных товаров. Кроме этого, страдает и бюджет, поскольку производители подделок не платят налоги, не приобретают лицензии.
По предложению Минпромторга с 1 апреля 2022 года стартовал эксперимент по маркировке рыбы и рыбной продукции. Идентификационный код, нанесенный на упаковку с товаром, дает возможность проследить всю цепочку перемещения продукции начиная с места производства и заканчивая реализацией конечному потребителю. По замыслу инициаторов проекта в список, подлежащий маркировке, попали следующие позиции (в том числе и в потребительской упаковке): пресервы, консервированная рыба, моллюски, ракообразные, соленая, копченая рыба (в том числе продукт, не прошедший термообработку), ракообразные. В указанный перечень не входит свежая (живая) рыба, свежие водные беспозвоночные.
Рыба – это популярный, но скоропортящийся продукт, поэтому маркировка является обязательной процедурой, направленной на защиту потребителя. Процесс производства предполагает строгое соблюдение технологии. Замороженный, по всем правилам, продукт хранится при определенной температуре, маркируется на различных этапах производства с использованием бумажных или современных, полипропиленовых этикеток, наносимых на упаковочную тару. Независимо от типа упаковки (паллеты, коробки, пакеты), потенциальный покупатель должен получить исчерпывающую информацию о продукте.
На этикетке для маркировки рыбной продукции, рыбы, должна присутствовать информация о наименовании, производителе (с указанием реквизитов, адреса), количестве товара, дате изготовления/расфасовки, условиях хранения.
Кроме этого, на этикетке может размещаться дополнительная информация, рассказывающая о конкурентных преимуществах товара: тип разделки (филе, тушка и т.д.), масса нетто (без глазури и т.д.), способ приготовления (соленая, маринованная, т.д.).
Маркировка тары для транспортировки (паллет, контейнер) может включать специфические данные: номер партии, информацию об упаковщике, количество упаковок).
Более удобный и современный способ нанесения маркировки – формирование штрих-кодов. Это дает возможность вести учет в автоматизированном режиме, отслеживать путь прохождения товара от цеха, склада до торговой точки. С учетом специфики продукции, фасовки замороженной рыбы, рекомендуется выбирать для маркировки этикетки из полипропилена, напечатанные на термотрансферном принтере.
Поступающая в торговую сеть охлажденная рыба снабжается этикеткой, соответствующей техническому регламенту, принятому в ЕАЭС. Маркировка должна быть структурированной, и не вводить потенциального покупателя в заблуждение. Реализуемая рыба может быть: выпотрошенной, обезглавленной, с удаленными плавниками и т.д. Информация должна быть достоверной, не допускать двоякого толкования, содержать исчерпывающую информацию о товаре.
Нанесение штрих-кода на упаковку дает производителю ряд преимуществ, делает продукцию конкурентоспособной. Кодировка снижает вероятность ошибок при ведении складского, товарного учета, составлении отчетности. Это упрощает документооборот, сокращает время проведения инвентаризации, расширяет рынок сбыта продукции, дает возможность контролировать недостачи, выявлять отсутствие товара.
Штрих-код имеет вид графического изображения, представляет собой комбинацию полос различной ширины и уникального цифрового кода. В ШК зашифрована информацию о стране-производителе товара, самой продукции.
Для считывания кодировки используется специальное оборудование (сканер), который дает возможность мгновенно идентифицировать продукцию.
Разработать этикетку для маркировки рыбы можно как самостоятельно, так и обратившись к специалистам, которые выполнят полный спектр услуг по маркировке рыбы. Для создания макета этикетки необходимо предоставить полный пакет документации, включающий регистрационные документы, сведения о продукции, другие данные.