ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
«ХХХ»
ОКП 52 2500
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ООО«ХХХ»
____________И.И. Иванов
«___»_____________ 2016 г.
м.п.
Строп синтетический круглый
Технические условия
ТУ 5225-001-ХХХХХХ-2016
(Вводятся впервые)
РАЗРАБОТАНО
Директор
ООО «ХХХ»
____________И.И. Иванов
«___»_____________ 2016 г.
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1 | Технические требования | 6 |
2 | Требования безопасности | 19 |
3 | Требования охраны окружающей среды | 21 |
4 | Правила приёмки | 22 |
5 | Методы контроля и испытаний | 23 |
6 | Транспортирование и хранение | 27 |
7 | Правила эксплуатации, ремонта | 28 |
8 | Гарантии изготовителя | 30 |
Приложение А Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в ТУ | 31 | |
Приложение Б Перечень средств измерений, необходимых для контроля и испытания стропов | 32 | |
Приложение В Общий вид стропов | 33 | |
Лист регистрации изменений | 35 |
Настоящие технические условия (ТУ) распространяются на стропы и траверсы строительные (далее по тексту – «стропы», «траверсы», «продукция». «изделия») производства ООО «ХХХ», Россия и применяются в промышленности, строительстве, транспорте, морских и речных портах, складских и иных объектах и используются при подъеме и перемещении грузов всеми типами подъемных сооружений, оснащенных захватными органами. Траверсы предназначены для подъема и перемещения длинномерных и крупногабаритных грузов.
Продукцию изготавливают в следующем ассортименте:
Строп канатный – изготавливается из отрезка светлого или оцинкованного каната. Заделка концов изделия осуществляется методом ручной заплётки (вверху) или опрессовки алюминиевой втулкой (внизу).
Строп цепной – это съёмные грузозахватные приспособления на основе высокопрочной стальной цепи, с различными окончаниями (крюками, захватами, скобами или петлями).
Строп текстильный ленточный – гибкий строп, представляющий собой сшитую плоскую ленточную конструкцию с петлевыми окончаниями обеих сторон и предназначенный для последующей передачи нагрузки от подъема застропованного груза на грузоподъемный орган механизма подъема крана.
Строп синтетический круглый – гибкий строп, представляющий собой сшитую плоскую ленточную конструкцию, концы которой дополнительно сшиты друг с другом таким образом, что образуют замкнутое кольцо.
Двух -,трех- или четырехветвевое строповочное устройство – конструкция, состоящая из двух, трех и четырех идентичных одноветвевых стропов с крюком и силовым кольцом, прикрепленных своими силовыми кольцами к одному общему соединительному звену, предназначенному для навески на грузоподъемный крюк механизма подъема крана.
Траверса – быстросъёмное грузозахватное приспособление, используемое на подъёмных кранах для работы с различными типами грузов. Являются промежуточным звеном между крюком крана и грузом. Позволяет избежать повреждений груза при его перемещении. Траверса может использоваться для подъёма длинномерных грузов и грузов, где возникают ограничения по высоте. В зависимости от условий работы, а также параметров груза и характеристик подъёмного устройства, траверсы могут выпускаться различных конструкций: линейными, пространственными, модульными, специальными и т. п. С различными способами захвата в верхних и нижних частях – как с крюковым и петлевым, так и при помощи скоб и проушин. Траверсы выпускаются с подъёмом груза как за центр, так и за её края.
Стропы канатные изготавливаются методом заплётки на оборудовании (станке) вручную и методом втуливания на опрессовочном станке из каната стального с использованием отечественных или импортных комплектующих.
Стропы текстильные ленточные, высокопрочные полотенца и сети транспортные отшиваются из ленты импортного производства с использованием импортных или отечественных комплектующих на промышленных швейных машинах.
Стропы цепные изготавливаются из цепи импортного производства с использованием импортных или отечественных комплектующих при помощи специальных приспособлений.
Стропы синтетические круглые изготавливаются из нитей высокой прочности на специализированном станке методом намотки и заделкой в чехол. Так же с использованием импортных или отечественных комплектующих.
Климатическое исполнение У, ХЛ, категория размещения 1, 2, 3 по ГОСТ 15150-69.
Пример записи стропов при заказе для внутреннего рынка:
«Строп цепной ТУ 5225-001-ХХХХХХ-2016».
При заказе стропов на экспорт запись производят в контракте.
Настоящие ТУ являются собственностью ООО «ХХХ» и не могут быть частично или полностью скопированы, тиражированы или использованы без разрешения владельца.
Перечень нормативных документов, на которые даны ссылки в данных технических условиях, приведены в приложении А.
Перечень средств измерений, необходимых для контроля и испытаний продукции, приведены в приложении Б.
Фотографии продукции приведены в приложении В.
1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1 Продукция должна соответствовать требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», РД 24-СЗК-01, настоящих технических условий, Руководства по эксплуатации, Краткого обоснования безопасности, комплекта конструкторской документации и нормативных документов на конкретный тип, утвержденных в установленном порядке. Изделия должны изготавливаться по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
1.1.1 Основные технические данные типов стропов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Цветовой код согласно CEN | Ширина петли, (мм) | Длина петли, (мм) | L1, мин (м) |
Разрывная нагрузка, не менее, кгс |
Ширина ленты, (мм) |
Толщина ленты, (мм) | Вес, 1-го м, (кг) |
Вес на п.м., (кг) |
Лента для производства стропов с коэффициентом запаса прочности 7:1 | ||||||||
Фиолетовый | 20 | 200 | 1,0 | 4500 | 30 | 5,2 | 0,2 | 0,2 |
Зеленый | 30 | 300 | 1,2 | 9000 | 60 | 5,0 | 0,4 | 0,3 |
Желтый | 40 | 400 | 1,5 | 13500 | 90 | 5,0 | 0,6 | 0,5 |
Серый | 50 | 400 | 2,5 | 18000 | 120 | 6,8 | 0,9 | 0,8 |
Красный | 80 | 500 | 1,7 | 5000 | 150 | 6,6 | 1,2 | 1,0 |
Коричневый | 100 | 700 | 2,1 | 6000 | 180 | 7,2 | 1,4 | 1,2 |
Голубой | 130 | 800 | 2,3 | 8000 | 240 | 7,2 | 1,8 | 1,6 |
Оранжевый | 160 | 1000 | 2,6 | 10000 | 300 | 7,4 | 2,4 | 2,3 |
1.1.2 Проектирование и изготовление грузовых стропов должно проводиться в организации и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешение) органов Ростехнадзора России.
1.1.3. Расчет лент стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят только на растяжение.
1.1.4. Определение усилий в лентах двух-,трех- и четырехветвевых стропов (при отсутствии дополнительных требований заказчика) производят исходя из условия, что угол между ветвями не превышает 120° (рис.1). Если заказчиком оговорено, что угол между ветвями стропов в эксплуатации не будет превышать 90°, то в качестве расчетного принимают угол 90°.
1.1.5. Расчет трех- и четырехветвевых стропов производят из условия, что груз удерживается тремя ветвями.
1.1.6. При расчете на действие номинальной нагрузки коэффициент запаса прочности для каждой отдельной ветви стропа по отношению к ее разрушающей нагрузке, указанной в сертификате, должен быть не менее 7.
1.1.7. Допускаемое относительное удлинение стропа при максимальной нагрузке не должно превышать 6 %, независимо от коэффициента запаса прочности и величины разрушающей нагрузки.
1.1.8. Текстильные стропы, ленты которых изготовлены из волокон полиэфира, допускается применять для транспортировки грузов, имеющих температуру не выше 100 °С.
Минимальная температура окружающего воздуха – минус 80°С.
1.1.9. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации
двух-,трех- и четырехветвевых стропов, не должно превышать 1 % длины одной ветви, выбранной в качестве эталона для выполнения сравнения длин.
1.1.10. Строп сшивается нитями из идентичного с лентой материала.
Двух-,трех-,четырехветвевые стропы изготавливаются из лент одного материала и сшиваются нитями из идентичного материала.
1.2. Требования к материалам для изготовления продукции
1.2.1. Лента для стропа может быть изготовлена из капрона, лавсана, полиамида, полиэфира или полипропилена.
1.2.2. Лента должна быть соткана из пряжи со сплющенным волокном.
1.2.3. Лента должна быть однородно соткана, лишена какого-либо существенного дефекта (пореза, прожога, неоднородностей по ширине или толщине) и иметь размеры по ширине, предпочтительно выбранные из следующего ряда: 25; 30; 35; 50; 60; 75; 80; 90; 100; 120; 150; 200; 240; 250; 300 мм.
1.2.4. Все нити, которые оказывают влияние на прочность ленты, должны быть из одного материала. Края ленты должны иметь такое плетение, чтобы исключить распускание и последующий разрыв ленты в случае, когда хотя бы одна из нитей порвется.
Лента должна быть изготовлена так, чтобы ее сужение при воздействии усилия, равного максимальной грузоподъемности, было не более 10 %.
1.2.5. Лента может быть окрашенная или неокрашенная. Краситель или окрашенная лента не должны оказывать влияния на разрывное усилие ленты, а также не должны оказывать токсичного воздействия на окружающую среду при изменении температуры в диапазоне, оговоренном требованиями настоящих ТУ.
1.2.6. Лента может быть подвергнута поверхностным обработкам типа пропитки для улучшения потребительских свойств, на пример уменьшения накопления статического электричества, а также для улучшения износоустойчивости ленты должны быть полностью покрыты гибкой оболочкой. Виды обработки и используемые для этого материалы не должны оказаться токсичными для окружающей среды и снижать разрывное усилие стропа.
1.2.7 Для производства траверса используют прокат стальной горячекатаный.
1.3. Требования к изготовлению текстильного стропа
1.3.1 Соединение концов лент следует выполнять сшивкой нитями.
1.3.2 Ветви ленточных стропов должны изготавливаться из лент одного материала. Сращивание лент из различных материалов, разной ширины, конструкции и разных предприятий-изготовителей не допускается.
1.3.3 Для предохранения лент стропа от истирания они могут быть обшиты защитными оболочками, состоящими из кожи, ткани или другого материала, обеспечивающего дополнительную защиту лент, но не оказывающего влияния на разрывное усилие стропа.
Допускается обшивать материалом, препятствующим истиранию, также несущую часть петли стропа.
1.3.4. Петли стропа, получаемые при сшивании свободных концов лент, могут быть следующих типов:
1) плоская петля: петля, получаемая посредством пришивания ленты, повернутой без скручивания (рис.2);
2) скрученная петля: петля, полученная посредством пришивания свободного конца ленты [предварительно повернутого на 180° так, что лицевая сторона ленты ложится на изнаночную (рис.3)] к основной ленте;
3) сложенная петля: петля, полученная путем сложения вдвое той части ленты, которая образует петлю. Такая петля вдвое уже ленты и позволяет применять широкий строп для навески его на крюк грузоподъемной машины. Обе кромки ленты после сложения могут быть совмещены и сшиты между собой (рис.4) или сложены на ленте и прошиты (рис.5).
Сложенная петля может быть снабжена «оболочкой», например, из кожи или ткани для лучшей защиты ленты от повреждений.
1.3.5. Швы, несущие нагрузку, должны иметь суммарную прочность не ниже разрывного усилия стропа в целом.
1.3.6. Швы должны быть сделаны на швейной машине закрытым стежком. Повреждения нитей лент (проколы), вызванные иглой при сшивке, не должны оказывать значительного воздействия на разрывное усилие стропа в целом, а при испытаниях стропа с семикратной нагрузкой не должно происходить разрушения стропа по швам и местам прохождения стежков.
1.3.7. Швы должны быть плоскими и охватывать ленту на всю толщину таким образом, чтобы ни одна часть стежка нити не отделялась от поверхности. Соединение стежков не должно быть видимым ни на одной из сторон ленты.
1.3.8. Стежки не должны касаться или повреждать край и должны располагаться в 2- 4 мм от края для лент толщиной до 10 мм и 4 – 8 мм от края для лент большей толщины.
1.3.9. Стежки должны начинаться и кончаться рядом так называемой изнаночной строчки длиной не менее 25 мм. Допускается один дефект в шве длиной 100 мм, например, пропущенный стежок, разорванная нить и т.д., при этом каждый подобный дефект должен обязательно компенсироваться изнаночной строчкой длиной не менее 25 мм.
1.3.10. Концы разрезанной ленты должны быть обработаны таким образом, чтобы избежать распускания, расслоения. Допускается не обрабатывать концы ленты в случаях, если лента предварительно была пропитана раствором, предохраняющим нити от распускания и расслоения. Разрешается концы ленты оплавлять или обшивать нитью через край. Концы, оплавленные при нагреве, не должны повреждать нити ленты и обшиваться нитью через край.
1.3.12. Изготовление сшивок лент стропа.
1.3.12.1. Требования данного подраздела распространяются только на сшивку параллельных лент по длине стропа и не распространяются на сшивку (заделку) концов стропа.
1.3.12.2. Количество необходимых швов по длине лент определяется в зависимости от ширины ленты. Для лент шириной до 50 мм используется двухшовная сшивка с размерами, указанными на рис.7.
Форма сечения каждой из сшиваемых лент аналогична приведенному в правой части рис.8.
Для лент шириной от 50 до 100 мм включительно используется трехшовная сшивка с размерами, указанными на рис.8.
1.3.13. Изготовление сшивок концов лент.
Короткими стрелками на рисунках данного подраздела показаны направления наложения швов.
1.3.13.1. Требования данного подраздела распространяются только на сшивку (заделку) концов стропа.
1.3.13.2. Поперечные швы не допускаются.
1.3.13.3. Для лент любой ширины могут применяться прямые продольные швы с размерами, указанными на рис 8.
Для лент шириной более 100 мм используется пятишовная сшивка с размерами, указанными на рис.9.
1.3.13.4. Для лент шириной свыше 50 мм могут применяться зигзагообразные и волнообразные швы с числом проходов, кратным отношению ширины ленты к размеру «5 мм». Такие типы швов рекомендуется применять для стропов длиной более 10 м, а также для стропов большой (свыше 2 т) грузоподъемности.
1.3.13.5. Зигзагообразные и волнообразные швы применяют для изготовления стропов из эластичного и мягкого материала (например, капрона).
1.3.13.6. Примеры конструктивного выполнения зигзагообразных и волнообразных швов приведены на рис.11и12.
1.3.14. Формирование петель на конце (на концах) стропа.
1.3.1.14.1. Формирование петель на конце (на концах) стропа производится одним из приведенных ниже способов в зависимости от ширины и толщины лент.
1.3.14.2. Петли с шириной ленты более 50 мм и толщиной в одну ленту складываются вдвое вдоль ленты (согласно принципам, приведенным на рис.3 и4 настоящих ТУ), прошиваются не менее чем двумя швами и при необходимости дополнительно обшиваются прочной тканью.
1.3.14.3. Петли стропов, состоящие из двух лент и более, изготавливают одним из способов, приведенных на рис.2 и 3. Петли в этих случаях допускается не обматывать и не обшивать прочной тканью.
1.4. Требования к концевым звеньям стропа
1.4.1. Для удобства навески ветвей стропа на грузовой крюк и повышения срока службы изнашиваемой части стропа применяются звенья в виде неразъемных или разъемных элементов. Подобные звенья в виде крюков, скоб и петель могут устанавливаться также и в нижней части стропа для повышения надежности и улучшения технологии строповки (захвата) груза.
1.4.2. При использовании концевого звена его диаметрd, опирающийся на петлю, не должен быть более 1/3,5 длины петли L и угол в петле должен быть не более 20° (рис.13).
1.4.3. Элемент крепления концевого звена с петлей стропа в перпендикулярной плоскости к ленте стропа должен быть прямой для петель стропа шириной более 75 мм. Для ленты со средней шириной петли менее или равной 75 мм допускается применять концевое звено с кривизной R или применять кольца с радиусом кривизны R не менее 0,75 ширины петли Н (рис.14).
Рис. 14. Назначение радиуса кривизны для стропов из лент с Н≤75 мм.
Если концевое звено стропа выполнено в виде крюка с отверстием, радиус кривизны отверстия для петель с шириной менееили равной 75 мм должен также соответствовать требованиям данного пункта ТУ.
Если петлю стропа надевают на зев грузового крюка, радиус кривизны зева должен также соответствовать требованиям данного пункта ТУ, а толщина зева – требованиям п. 1.13.2 настоящих ТУ.
1.4.4.4. Поверхности концевых звеньев, соприкасающиеся с элементами текстильных стропов, должны быть обработаны и не должны
1.5. Требования к комплекту поставки
1.5.1 В комплект поставки входят:
1. Строп (или траверса) с маркировочной биркой.
2. Эксплуатационная документация в составе:
• паспорт, ПС;
• руководство по эксплуатации, РЭ;
• краткое обоснование безопасности, КОБ;
• упаковочный лист.
1.6. Требования к маркировке
1.6.1. Каждая единица продукции должна быть снабжена маркировочной биркой, на которой указываются:
– товарный знак предприятия-изготовителя, адрес;
– тип, условное обозначение стропа (траверса);
– грузоподъемность в зависимости от способов строповки;
– длина;
– дата изготовления;
– порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
– обозначение настоящих технических условий.
Надписи могут располагаться по обе стороны бирки.
1.6.2. Маркировка наносится несмываемой краской на специальную бирку, изготовленную из прочной ткани и обработанную защитным составом. Цвет маркировочной краски устанавливается рабочей конструкторской документацией, должен отличаться от цвета материала бирки и быть отчетливо виден во время использования стропа. В основном для маркировки светлой бирки выбираются темные цвета (черный, синий, зеленый, красный). В отдельных случаях для темных бирок в качестве маркировочного может применяться белый цвет. Допускается маркировать текстильные стропы несмываемой краской непосредственно на ленте стропа в местах, наименее подверженных истиранию. Размеры маркировки и способ нанесения должны обеспечивать сохранность и читаемость надписи до конца эксплуатации стропа.
1.6.3. Размеры бирки и ее расположение должны соответствовать рабочей конструкторской документации.
1.7. Требования к упаковке
1.7.1Во время транспортирования или хранения каждая единица продукции должна быть аккуратно сложена.
1.7.2. Стропы из стальных канатов и стропы цепные упаковывают, свертывая кольцом диаметром не менее 100 см в одну общую бухту.
Бухту перевязывают не менее чем в трех местах, мягкой отожженной проволокой диаметром 1,5 … 2 мм.
1.7.3. Стропы в бухту формируют из стропов одинаковой грузоподъемности, типу, исполнению и длины. Масса одной бухты – не более 100 кг.
1.7.4. Стропы из стальных канатов и стропы цепные с антикоррозионным покрытием, в том числе, оцинкованные упаковывают в дощатые ящики по ГОСТ 2991 и ГОСТ 10198.
1.7.5. Стропы ленточные, синтетические круглые и канатные волокнистые длиной до трех метров и грузоподъемностью до пяти тонн следует упаковывать пачками до 20 штук с перевязыванием пачки не менее чем в трех местах.
1.7.6. Каждый строп длиной более 3,5 м и грузоподъемностью более 5 т следует упаковывать в полиэтиленовую пленку по ГОСТ 10354.
1.7.7. Допускается применять иной упаковочный материал и иную упаковку, обеспечивающий(ую) сохранность стропа, например, упаковывать стропы в полиэтиленовые мешки по ГОСТ 17811 или полипропиленовые мешки по ГОСТ 30090, ящики (коробки) из гофрированного картона или ящики из полимерных материалов.
1.7.8. Стропы формируют в пачки, мешки, ящики из стропов одинаковой грузоподъемности, типу, исполнению и длины. Масса одной пачки, одного мешка или ящика – не более 100 кг.
1.7.9.Каждое упаковочное место (бухта, пачка, мешок, ящик и т.п.) должно быть промаркировано, иметь упаковочный ярлык.
1.7.10.Упаковочный ярлык должен содержать следующие сведения:
– наименование изготовителя, его адрес и товарный знак;
– условное обозначение стропа и его текстовая расшифровка;
– номер партии и дата изготовления;
– количество стропов в упаковочном месте, масса упаковочного места брутто, штамп ОТК.
1.7.11.Упакованные по п. 1.7.2. … 1.7.10. стропы могут транспортироваться любым видом транспорта – по группе условий хранения 8 (ОЖЗ) по ГОСТ 15150.
8 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1 Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие стропов из синтетических лент требованиям федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» и настоящих ТУ при соблюдении потребителем условий хранения и правил эксплуатации.
8.2. Гарантийный срок для стропов составляет 3 месяца со дня ввода в эксплуатацию при односменной работе, но не более 0,5 года с момента изготовления, при соблюдении потребителем правил транспортировки, хранения и эксплуатации. Гарантийные обязательства не выполняются, если потребитель самостоятельно разбирал или выполнял ремонт изделия.