УТВЕРЖДАЮ
Директор ООО «ХХХ»
____________Иванов И.И.
«_____»____________2005г.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
на изготовление грузовых строп общего назначения на текстильной основе
ТУ 4835-010-ХХХХХ-2005
г.Белорецк
2005год.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1. Настоящие технические условия составлены в соответствии с требованиями РД 24-СЗК-01-01 и распространяются на стропы, изготавливаемые из текстильных лент, используемые в качестве грузозахватных приспособлений для подъема различных грузов грузоподъемными машинами (кранами) и соответствующие по условиям применения климатическому исполнению ТУ или У по ГОСТ 15150, в виде единичной продукции, мелкосерийной продукции или мелких партий.
2. Технические условия содержат требования к изготовлению, приемке и испытаниям стропов из текстильных лент, а также требования к их безопасной эксплуатации.
3. Настоящие технические условия не распространяются на стропы, изготовленные из нетекстильных лент, а также на стропы, предназначенные для транспортирования грузов, температура которых не соответствует диапазону температур, приведенному в разделе настоящих ТУ.
4. Грузовые стропы на текстильной основе изготавливаются в строгом соответствии с требовании РД 24-СЗК-01-01, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ( ПБ 10-382-00), а также конструкторской документацией, чертежами и расчетами, утвержденными и согласованными в установленном порядке.
5.За правильность конструкции строп на текстильной основе, их прочность, выбор материала, за качество изготовления и соответствие их настоящим техническим условиям, отвечает лицо, ответственное за изготовление, испытание, осмотр и выдачу готовых съемных грузозахватных приспособлений
( грузовых строп на текстильной основе с металлическими звеньями и без).
2. ОТВЕТСТВЕННЫЙ и ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ.
2.1. Для руководства специализированным участком по производству строп на текстильной основе приказом по ООО «Завод СтропКомплект» назначается лицо ответственное из числа ИТР, которое должно быть аттестовано по «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»ПБ 10-382-00,РД 10-33-93 (Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации) с изменениями №1, утвержденными постановлением Госгортехнадзором России от 08.09.98 г. № 47 РД 10-231-98.
2.2. Выполнение работ по изготовлению строп на текстильной основе должно быть поручено обученному персоналу, прошедшему обучение по программе,
«Слесарь по изготовлению такелажа и съемных грузозахватных приспособлений», сдавшему экзамен с выдачей соответствующих удостоверений и разрешений, а также закрепленному за определенным участком работы, в соответствии с приказом по предприятию.
ЧЕРТЕЖИ.
3.1. При изготовлении строп на текстильной основе с применением комплектующих узлов и без них, должны использоваться только чертежи утвержденные директором предприятия на основании табличных данных РД 24-СЗК-01-01 и РД 10-33-93.
4. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ИДУЩИМ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ СТРОП НА ТЕКСТИЛЬНОЙ ОСНОВЕ.
4.1. Лента для стропа может быть изготовлена из капрона, лавсана, полиамида, полиэфира или полипропилена. Применение других материалов должно быть согласовано с ВНИИПТМАШ.
4.2. В текстильных стропах должны применяться синтетические ленты, изготовляемые по следующим техническим условиям: ТУ 17 РСФСР 44-10452-82, ТУ 17 РФ 21.1-248-38-98,ТУ 17 РФ 21.2-248-28-95,ТУ 17 РСФСР 44-5231-86.
Допускается использование ленты, изготовленной за рубежом, соответствующей по своим свойствам ISO 4878.
4.3. Для сшивания ленты шириной более 35 мм используются нити, изготовленные в соответствии с ТУ 15-08-31-89, а в остальных случаях – нити по ТУ 8198-014-00461221-98.
Для лент, изготовленных согласно требованиям ISO 4878 и ЕС 1492
4.4. Лента должна быть соткана из пряжи со сплющенным волокном.
4.5. Лента должна быть однородно соткана, лишена какого-либо существенного дефекта (пореза, прожога, неоднородностей по ширине или толщине) и иметь размеры по ширине, предпочтительно выбранные из следующего ряда: 25;30;35;50;670;75;80;100;120;150;200;250;300 мм.
4.6. Все нити, которые оказывают влияние на прочность ленты, должны быть из одного материала. Края ленты должны иметь такое плетение, чтобы исключить распускание и последующий разрыв ленты в случае, когда хотя бы одна из нитей порвется.
Лента должна быть изготовлена так, чтобы ее сужение при воздействии усилия, равного максимальной грузоподъемности, было не более 10%.
4.7. Лента может быть окрашенная или неокрашенная. Краситель или окрашенная лента не должны оказывать влияния на разрывное усилие ленты, а также не должны оказывать токсичного воздействия на окружающую среду при изменении температуры в диапазоне, оговоренном требованиями раздела данного ТУ.
4.8. Лента может быть подвергнута поверхностным обработкам типа пропитки для улучшения потребительских свойств, например, уменьшения накопления статического электричества, а также для улучшения износоустойчивости ленты должны быть полностью покрыты гибкой оболочкой. Виды обработки и используемые для этого материалы не должны оказаться токсичными для окружающей среды и снижать разрывное усилие стропа.
4.9.Максимальные разрывные усилия лент, применяемых для изготовления стропов, приведены в приложении 1.
ТУ 4835-010-ХХХХХ-2005
5. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ИДУЩИМ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИХ УЗЛОВ.
5.1. Крюки должны изготавливаться ковкой или штамповкой. Допускается изготовление крюков из листовой или полосовой стали при условии направления волокон вдоль вертикальной оси крюка.
5.2. Крюки грузоподъемностью до 1 тн. допускается изготавливать гибкой из прутков по технологии, согласованной со специализированной организацией по кранам.
5.3.При изготовлении кованных и штампованных крюков сварка не допускается.
5.4.Крюки, изготовленные из листовой стали и круглого прутка, после сварки должны подвергаться нормализации.
5.5. Крюки должны снабжаться предохранительными замками.
5.6.Качество заготовок для кованных и штампованных крюков должно соответствовать группе II по ГОСТ 8479.
5.7. На поверхности крюков не допускаются трещины, плены, расслоения, волосины и надрывы.
5.8. Заваривать и заделывать указанные дефекты не разрешается.
5.9. Допускаются отдельные вмятины глубиной в пределах допуска на размеры материала, из которого изготовлены элементы.
5.10. Сварной шов треугольного звена (петли) должен располагаться в центре нижней прямолинейной части звена, а овального кольца – на прямолинейной части.
5.11. Крюки после ковки или штамповки, разъемные звенья после гибки и неразъемные звенья после сварки должны пройти термообработку и быть очищены от окалины. Вид термообработки – нормализация.
5.12. Для элементов, изготовленных из низколегированных сталей, твердость после нормализации не должна превышать НВ 140.
5.13. Для скоб, колец и звеньев применяется материал:
стали марок Ст3сп,Ст3пс,сталь 20 по ГОСТ 1050,для стропов климатического исполнения У- стали марок 09Г2 и 09 Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281 (п.п.2.3.1-2.3.3. РД 10-33-93).
6. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТЕКСТИЛЬНОГО СТРОПА.
6.1.Соединение концов лент должны быть выполнены сшивкой нитями.
6.2. Ветви ленточных стропов должны изготавливаться из лент одного материала. Сращивание лент из различных материалов, разной ширины, конструкции и разных предприятий-изготовителей не допускается.
6.3. Для предохранения лент стропа от истирания они могут быть обшиты защитными оболочками, состоящими из кожи, ткани или другого материала, обеспечивающего дополнительную защиту лент, но не оказывающего влияния на разрывное усилие стропа ( приложение 2).
Допускается обшивать материалом, препятствующим истиранию, также
ТУ 4835-010-ХХХХХ-2005
несущую часть петли стропа.
6.4. Петли стропа, получаемые при сшивании свободных концов лент, могут быть следующих типов:
1. Плоская петля: петля, получаемая посредством пришивания ленты, повернутой без скручивания (рис.1)
2. скрученная петля: петля, полученная посредством пришивания свободного конца ленты , предварительно повернутого на 180 так, что лицевая сторона ленты ложится на изнаночную к основной ленте. Рис.2
3. сложенная петля: петля, полученная путем сложения вдвое той части ленты, которая образует петлю. Такая петля вдвое уже ленты и позволяет применять широкий строп для навески его на крюк грузоподъемной машины. Обе кромки ленты после сложения могут быть совмещены и сшиты между собой (Рис.3.) или сложены на ленте и прошиты Рис.4.
Рис.4.
Сложенная петля может быть снабжена «оболочкой», например, из кожи или ткани для лучшей защиты ленты от повреждений.
6.5 Швы, несущие нагрузку, должны иметь суммарную прочность не ниже разрывного усилия стропа в целом.
6.6. Швы должны быть сделаны на швейной машине закрытым стежком. Повреждения нитей лент (проколы), вызванные иглой при сшивке, не должны оказывать значительного воздействия на разрывное усилие стропа в целом, а при испытаниях стропа с семикратной нагрузкой не должно происходить разрушения стропа по швам и местам прохождения стежков.
6.7. Швы должны быть плоскими и охватывать ленту на всю толщину таким образом, чтобы ни одна часть стежка нити не отделялась от поверхности. Соединение стежков не должно быть видимым ни на одной из сторон ленты.
6.8. Стежки не должны касаться или повреждать край и должны располагаться в 2-4 мм от края для лент толщиной до 10 мм и 4-8 мм от края для лент большей толщины.
6.9. Стежки должны начинаться и кончаться радом так называемой изнаночной строчки длиной не менее 25 мм. Допускается один дефект в шве длиной 100 мм, например пропущенный стежок, разорванная нить и т.д., при этом каждый подобный дефект должен обязательно компенсироваться изнаночной строчкой длиной не менее 25 мм.
6.10.Концы разрезанной ленты должны быть обработаны таким образом, чтобы избежать распускания, расслоения. Допускается не обрабатывать концы ленты в случаях, если лента предварительно была пропитана раствором, предохраняющим нити от распускания и расслоения. Разрешается концы ленты оплавлять или обшивать нитью через край. Концы, оплавленные при нагреве, не должны повреждать нити ленты и обшиваться нитью через край.
6.11. Длина петли L должна быть не менее следующих размеров (Рис.5):
100 мм – для лент шириной до 35 мм;
тройной ширины ленты – для лент шириной от 50 до 150 мм;
2,5 ширины ленты- для лент шириной более 150 мм;
6.12. Изготовление сшивок лент стропа.
6.12.1. Требования данного подраздела распространяются только на сшивку параллельных лент по длине стропа и не распространяются на сшивку (заделку)
ТУ 4835-010-ХХХХХ-2005
концов стропа.
6.12.2. Количество необходимых швов по длине лент определяется в зависимости от ширины ленты. Для лент шириной до 50 мм используется двухшовная сшивка с размерами указанными на Рис.6
Для лент шириной от 50 до 100 мм включительно используется трехшовная сшивка с размерами, указанными на Рис.7
6.13. Изготовление сшивок концов лент.
6.13.1. Требование данного подраздела распространяется только на сшивку (заделку) концов стропа.
6.13.2. Поперечные швы не допускаются
6.13.3. Для лент любой ширины могут применяться прямые продольные швы с размерами, указанными на Рис.9
Для лент шириной более 100 мм используется пятишовная сшивка с размерами, указанными на Рис.8
6.13.4. Зигзагообразные и волнообразные швы применяют для изготовления стропов из эластичного и мягкого материала (например, капрона).
6.13.5. Примеры конструктивного выполнения зигзагообразных и волнообразных швов приведены на Рис.10 и 11.
6.14. Формирование петель на конце (на концах) стропа.
6.14.1.Формирование петель на конце (на концах) стропа производится одним из приведенных ниже способов в зависимости от ширины и толщины лент.
6.14.2. Петли с шириной ленты более 50 мм и толщиной в одну ленту складываются вдвое вдоль ленты (согласно принципам, приведенным на Рис. 3 и 4,прошиваются не менее чем двумя швами и при необходимости дополнительно обшиваются прочной тканью.
7. ТРЕБОВАНИЯ К КОНЦЕВЫМ ЗВЕНЬЯМ СТРОПА.
7.1. Для удобства навески ветвей стропа на грузовой крюк повышения срока службы изнашиваемой части стропа применяются звенья в виде неразъемных
или разъемных элементов. Подобные звенья в виде крюков, скоб и петель могут устанавливаться также и в нижней части стропа для повышения надежности и улучшения технологии строповки (захвата) груза.
7.2. При использовании концевого звена его диаметр d, опирающийся на петлю, не должен быть более 1/3,5 длины петли L и угол в петле должен быть не более 20 (рис. 12).
7.3. Элемент крепления концевого звена с петлей стропа в перпендикулярной плоскости к ленте стропа должен быть прямой для петель стропа шириной более 75 мм. Для ленты со средней шириной петли менее или равной 75 мм допускается применять концевое звено с кривизной R или применять кольца с радиусом кривизны R не менее 0,75 ширины петли H
Если концевое звено стропа выполнено в виде крюка с отверстием, радиус кривизны отверстия для петель с шириной менее или равной 75 мм должны также соответствовать требованиям данного пункта ТУ.
Если петлю стропа надевают на зев грузового крюка, радиус кривизны зева должен также соответствовать требованиям данного пункта ТУ, а толщина зева – требованиям п. 7.2. настоящего ТУ.
7.4. Поверхности концевых звеньев, соприкасающиеся с элементами текстильных стропов должны быть обработаны и не должны иметь острых кромок, чтобы не вызвать повреждения ленты.
7.5. Рекомендуемые конструкции и размеры элементов стропов приведены в приложении №3 (табл.1 и2.)
7.6. Рекомендуемые к применению концевые звенья стропов приведены в приложении №4.
7.7. максимальная грузоподъемность в зависимости от способов строповки и форм обвязки груза текстильными стропами приведены в приложении №5.
14. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
14.1. Предприятие-изготовитель должно гарантировать соответствие стропов из синтетических лент требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) и настоящего РД при соблюдении потребителем условий хранения и правил эксплуатации.
- Гарантийный срок эксплуатации стропов из синтетических лент должен назначаться равным (или более) одному месяцу со дня ввода в эксплуатацию, но не более полугода с даты изготовления.
Начальник ТО Улямаева Н.Т.