Для производства и реализации на территории ЕАЭС твердого, жидкого и кремообразного мыла российского или иностранного производства необходимо оформить декларацию соответствия, по желанию изготовителя или продавца – сертификат качества. Документы выдаются как на изделия ручной работы, так и на товары гигиены, выпускающиеся в промышленных масштабах. Оформление декларации на туалетное и хозяйственное мыло производится согласно ТР ТС 009/2011 и 024/2011, сертификата – ГОСТ Р 51391-99 и ГОСТ 28546-2002.
На товары гигиены для детей обязательно получается СГР – свидетельство о государственной регистрации. В РФ его выдает Роспотребнадзор, в других странах Таможенного союза – департаменты здравоохранения.
Заявителем может выступать производитель мыла, импортер или продавец. Декларация необходима как для прохождения таможенного контроля при ввозе продукции на территорию стран ЕАЭС, так и для ее свободной реализации оптом и в розницу. Для экспертной оценки туалетного и хозяйственного мыла по ТР ТС необходимо обратиться в орган по сертификации, аккредитованный Росстандартом.
Специалисты центра готовят пакет документов для выдачи и регистрации декларации в ФСА, предварительно обратившись к экспертам в лабораторию для проведения анализа образцов продукции. После оформления документа на упаковку или этикетку продукции наносится маркировка “ЕАЭС“.
После выдачи декларации на мыло заявитель вправе получить сертификат соответствия действующим в РФ санитарно-эпидемическим нормам и национальным стандартам. Он оформляется по регламенту ГОСТ Р. После прохождения процедуры на упаковку наносится знак качества “РСТ“. На мыло ручной работы государственных стандарты пока не разработаны. Поэтому сертификат выдается только на изделия, выпускаемые в промышленном масштабе.
Сертификат, СГР и декларация на мыло получаются по практически одинаковым схемам, включающим анализ документации, предоставленной заявителем, и испытание образцов продукции в лаборатории. В среднем процесс длится 3-5 дней. Сроки и стоимость услуг зависят от трудозатратности проводимых исследований, на которые влияет ассортимент изучаемой продукции, количество опытных образцов мыла и оформляемых протоколов.
Декларация выдается на партию или серийное производство товаров на срок 1-5 лет. Технический регламент процедуры разнится в зависимости от вида мыла – гигиенического или хозяйственного. Для получения декларации на серийное производство предприятию необходимо получить сертификат ХАССП о наличии системы менеджмента контроля качества производства. Если СМК отсутствует, срок оформления документов увеличивается.
СГР для детского мыла действует в течение 5 лет. Сертификат соответствия выдается на 3 года.
Для оформления СГР, декларации и других разрешений необходимо предоставить заявление, копии ИНН, ОГРН, устава предприятия, выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ. К пакету документов прикладывается ГОСТ, ТУ или ОСТ, которые регулируют производство мыла, описание товара (назначение, состав, характеристики), макет этикетки.
Для ввозимой в РФ из-за рубежа продукции список дополняется контрактом на поставку, кодами ТН ВЭД, инвойсом и спецификацией.
Наличие документа, подтверждающего соответствие качества мыла государственным стандартам, повышает доверие покупателей и способствует увеличению рынков сбыта. Сертификация в системе ГОСТ Р позволяет принимать участие в тендерах на коммерческие и государственные закупки, делает торговую марку узнаваемой, положительно влияя на продажи.